То, о чём я пишу, работая копирайтером, часто связано с реальными событиями, смешными и не очень, происходившими со мной. Рассказы о них и о том, что подвигло меня на это занятие, будут содержанием данного блога, где я представляю также ссылки на мои статьи, которые мне удалось найти в Сети. Постараюсь прокомментировать их и сопроводить иллюстрациями.

вторник, 13 июля 2010 г.

Как развивать способности?

Каждый уверен, что он-то уж точно знает, какие у него способности, и заявляет, что не умеет, например, рисовать, ведь ещё, наверное, в раннем детстве у него не получалось изобразить домик или рыбку. И лишь небольшая часть пытается узнать, как делать и что будет в результате. Вот из них-то и вырастают учёные-экспериментаторы, изобретатели, а, может быть, просто исследователи-любители.

Поработав в школе 37 с лишним лет, я сумела для себя сделать неутешительный вывод, что выявленные способности встречаются довольно редко. В моей школе существует серьёзный конкурсный отбор, но талантливых детей - не больше одного-двух на класс или даже на параллель. Яркие их способности проявились в самых разных областях, никак с направленностью школы не связанных: в музыке, спорте, изобразительном искусстве, в точных или гуманитарных науках. Зато есть множество ребят, которым хорошо даётся практически всё: вот они-то при должной усидчивости и становятся медалистами, своими силами поступают в престижные институты, а, главное, заканчивают их.

Среди этой группы очень выделяются те, у кого стимулом в учёбе является не честолюбие и завидущие глаза, а высокая степень познавательной активности. Такого ребёнка видно ещё среди дошколят: практики разбирают игрушки не из вандализма, а из непреодолимого желания узнать, как там всё работает. Будущие теоретики часами размышляют над какой-либо проблемой, задавая родителям и окружающим совершенно неудобоваримые вопросы не в форме, характерной для четырёхлеток с их извечным "почему?", а выдвигая сразу несколько гипотез для решения проблемы и предлагая, как бы, поучаствовать в обсуждении вопроса, над которым долго размышляли.

И те и другие предпочтут игрушку развивающую интеллект просто милой вещице, за которую схватится большинство. Нет, они, конечно тоже подержат очаровательную куклу или медвежонка, машинку и т.п. Но, увидев необычную новинку, выбирают её. Позднее, уже в начальной школе, этим детям интересно на уроках, а в любом задании или деле они видят, в первую очередь, возможность научиться чему-то новому. На познавательном интересе и базируются их будущие успехи.

Свойство это врождённое, это не талант и не способность, а лишь предпосылка к будущему их  раскрытию, ведь только тогда, когда у человека наличествует ситуация успеха, (дети эти обычно имеют хорошие знания - внимание, помноженное на интерес, плюс хорошая память дают великолепные результаты в учёбе) человек начинает работать в определённом направлении. Если данные от природы хорошие и ребёнок достаточно трудолюбив, опытный учитель может сделать чудо.

То же, что мы называем в обиходе способностями к чему-то, упоминая это слово чаще всего с частицей не или нет, то вот они-то как раз развиваются, в основном, длительной тренировкой и поддержкой со стороны взрослых малейших успехов. Всё это может подкрепиться возникающим интересом. Конечно, при отсутствии врождённых способностей к математике Лобачевского или Ковалевской из ребёнка не выйдет, сколько бы мы ни старались, но определёнными навыками он будет оперировать совершенно нормально. Не нужно опускать руки! Человеческий мозг - структура сложная, обладающая большими возможностями, поэтому развиваться ей положено по определению.

2 комментария:

  1. Мой 10-летний сын немного переживает по поводу отсуствия каких-либо талантов, а вот со способностями у него как раз всё в порядке - любой школьный предмет, в принципе, даётся легко. А заслуга в этом, на мой взгляд, - классного руководителя, конечно! Нам с учителем повезло, что на сегодня огромная редкость. Думаю, что если бы у всех детишек были такие замечательные наставники, то и талантливых успешных людей было бы в мире побольше!

    ОтветитьУдалить
  2. Мне думается, заблуждаются те, кто утверждает, что все дети талантливы. Талант - большая редкость, а способности развивать надо, поддерживая малейший интерес. Хорошо, когда учитель в начальной школе это делает. А вот в средней, где учителей много и требования самые разные, не всегда удаётся увидеть в каждом ту искорку, которую нельзя потушить. Часто мешают подростковое упрямство ребёнка и желание доказывать правоту любым способом, так раздражающее порой недалёких преподавателей.

    ОтветитьУдалить